"Монолог": для сумчан о самом сокровенном

26 ДЕК 2008


В день работника радио, телевидения и связи 16 ноября на одном из сумских телеканалов сумчане могли видеть трансляцию фильма-спектакля "Дорогая Памела". О том, к чему был приурочен показ и почему его отсняли в Сумах, "Данкору" рассказал директор киевского телевизионного агентства "Монолог" Борис Панченко - руководитель проекта и бывший сумчанин.


- Спектакль "Дорогая Памела" был поставлен в сумском ТЮЗе, режиссером-постановщиком Владимиром Савиновым, - говорит директор агентства "Монолог" Борис Панченко. – Поэтому его могли видеть многие сумчане в самом театре. Но, не смотря на это, мы решили сделать свой уникальный проект – создать на базе "Памелы" фильм-спектакль.


- Кем и когда были инициированы съемки, от кого исходила идея?


- В 2001 к нам обратились актеры ТЮЗа по поводу съемок спектакля. Мы поддержали эту инициативу и ровно через год сняли постановку буквально за один день (труппа работала практически целые сутки с получасовыми перерывами), после чего два года ушло на монтаж. Снимали четырьмя профессиональными телекамерами в три дубля, то есть 12-ю видеопотоками. Только не подумайте, что три дубля – это съемки "про запас" – ни в коем случае! Эти дубли совершенно различны по телережиссуре. Ведь «снимать на всякий случай», когда актеры выкладываются на сцене по полной – это не только не этично, но просто профанация.


- А зачем это все нужно, если можно пойти и посмотреть спектакль в театр?


- Трансляция спектакля на телевидении была экспериментальной. Получился своего рода большой социологический эксперимент, подытоживающий достигнутый нами результат в подобных съемках, проведенный, кстати, впервые в Сумах. А, возможно, и в Украине. А без публичного показа, все наши усилия были бы пустой болтовней. Телесъемка спектакля – это его вторая жизнь, которая дает массу преимуществ как самим актерам, так и зрителям. Для театралов это возможность получить качественное портфолио. А для сумчан это возможность посмотреть спектакль во второй раз и увидеть его совершенно с иной стороны. Ведь, за счет грамотности кинематографической раскадровки у действия появляется дополнительное пространство, то, чего зритель не видит и видеть не может во время обычного просмотра в зрительном зале театра. Так, к примеру, при таких съемках, зритель может увидеть лучше лица актеров, их эмоции, глаза и многое другое, что даже в середине зрительного зала ему уже не видно, не говоря о последних рядах.


- По одному из сумских телеканалов иногда транслируют спектакли, снятые на видео. Ваши съемки произведены иным способом?


- Конечно! Это даже нельзя сравнивать. В Сумах такого никто до нас не делал. А все потому, что многие мыслят стереотипами. У нас, например, не было никакой проблемы «плохих декораций и плохого закулисья». То есть мы таким образом несколько развеяли традиционные сомнения как самих актеров, так и режиссеров-постановщиков. По нашему мнению, кулисы, декорации, фонари, реквизит, попавшие в кадр, не мешают, а наоборот помогают зрительскому восприятию. Тут даже можно для ясности привести в виде пример анекдот: «Один оператор говорит другому: «Пойдешь в театр?» Второй ему отвечает: «Ты что – больной? Три часа на общаке сидеть?». То есть профессиональный телеоператор не выдержит три часа смотреть действие с одной точки.


- Что уникального в вашем методе съемок и в чем именно выражен профессионализм?


- Наша уникальность в разработанной нами технологии многокамерной прямой трансляции при съемках любых действий и событий. То есть, иными словами, мы при любой, хоть репортажной, хоть постановочной съемке работаем как в прямой эфире. Вот и все ноу-хау.


Во-первых – это работа операторов очень высокой квалификации с креативным мышлением, пониманием и знанием кинематографической композиции, чувством внутрикадрового движения. Кстати, вопреки стереотипам, профессионализм достигается не только с возрастом и временем, а приходит благодаря сумасшедшим нагрузкам за минимальное количество времени. Поэтому профессионалом может быть и довольно молодой человек. И такие люди существуют по определению. Пример тому - наши ученики. Взять хотя бы Руслана Николенко, главного режиссера сумской ОГТРК - он, кстати, был режиссером монтажа в спектакле «Дорогая Памела». Или телеоператора Дмитрия Патютько. Он - тоже наша гордость. Оба эти парня, как и многие другие, представляют собой выпускников «кузницы кадров» «Монолога».


Во-вторых – это работа актеров, занятых в спектакле, без зрителя. Во время наших съемок актеры отдавали свою энергетику телекамерам, а не зрителю. И, в третьих, к профессионализму можно отнести и грамотно составленный бюджет. Бюджет не большой, а обоснованный. А если учитывать, что наши съемки прошли на чистом энтузиазме, то вот вам и ответ на вопрос, почему выход в эфир затянулся на такое длительное время. Хотя это совершенно не помешало, а скорее даже помогло зрительскому восприятию.


- Есть ли у вас планы на будущее, связанные с подобными съемками?


- Безусловно, есть планы. Причем множество. Хоть первый проект и был экспериментальным, получился он хорошим не только по нашей собственной оценке, но и по мнению понимающих в этой сфере людей. На его основе можно будет сделать очень хорошие продукты, которые, во-первых, будут полезны для сумчан, во-вторых, будут полезны для театралов и, более того, это может быть полезно даже для всей Украины. Если конкретно, то нашей целью является взять, к примеру, десятку лучших и добротных спектаклей из двух сумских театров и в течение года - двух сделать серию аналогичных фильмов-спектаклей. Получился бы своеобразный качественный цикл, который мы сможем представить городу как культурологические наследие. Есть же книги о Сумах. Наша идея – создать подборку лучших сумских спектаклей. К тому же, мы сделали вывод, что такие фильмы-спектакли являются абсолютно нормальным бизнес-форматом, они рентабельны. Когда продукт становится товаром, значит, он кому-то нужен и полезен. Но не смотря на это, деньги все же не самоцель. Мы же творческие люди, мы хотим увековечить таким образом город, который нас породил, а не получить из проекта финансовую выгоду.


Беседу вела Оксана Кравченко, «Данкор» (26 ноября 2008 года)


Мнение…


- Вообще, я не помню, когда подобные съемки проводились - не то что в Сумах, а и в Украине. Такое было, по-моему, только в СССР. Я думаю, такие съемки приближают телезрителя к актерам, что, на мой взгляд, хорошо. А для актеров это возможность попробовать себя в новой роли. Для зрителя, который уже видел этот спектакль, увидеть его по телевидению - это возможность восполнить в памяти. А для тех, кто не видел, – посмотреть спектакль под необычным углом.


Владимир Савинов, режиссер спектакля «Дорогая Памела».

Фильм-спектакль: Дорогая Памела

Продолжительность: 2 ч. 10 мин. (в 2-х частях)

Драматург: Джон Патрик

Режиссер-постановщик спектакля: Владимир Савинов

Режиссер-постановщик видеозаписи: Борис Панченко

Режиссер монтажа: Руслан Николенко

Продюсер: Борис Панченко

Сумский ТЮЗ, ТА "Монолог", 2004




Скачать



Миссис Памела Кронке - Народная артистка Украины Александра Сокол - главная героиня спектакля.



Анфиса Зинченко (в роли Глории Гулок), заслуженный артист Украины Валентин Бурый (в роли Соло Бозо) и Владислав Вознесенский (в роли Бреда Виннера) размышляют как будут жить разбогатев.




Бред Виннер (Владислав Вознесенский) и Глория Гулок (Анфиса Зинченко) сыграли влюбленную пару.




Виталий Родионов в роли полицейского Джо Янки предложил сжечь дом Памелы ради страховки, которую можно получить в случае смерти миссис Кронке.






Компьютер-Х