Практический курс Тренинг-практикум "40 часов на сьёмочной площадке"

Тренинг-практикум


"40 часов на сьёмочной площадке"

Для журналистов, операторов, режиссёров, продюсеров, фотографов.


Методические указания

к практикуму «Мастерство профессионала телевидения»


Цель практикума:


В условиях, приближенных к реальной телевизионной специфике, дать слушателям навыки практической работы над основными жанрами, используемыми в телевизионном производстве. За основную событийную модель в данном практикуме выбраны  реально действующие на территории Киева. Указанные события являются публичными, информативно емкими, павильонными и особо лояльными к телевидению. Поэтому слушатели всех специализаций получают уникальную возможность, во-первых, получить доступ  к реальным героям сюжетов и реальным событиям, а во-вторых, приобрести уникальные навыки командной творческой работы.


Метод:


Осуществление реальных съемок новостийного сюжета с действующего события без предварительной подготовки группы (под руководством  преподавателя).


Задача журналиста:


- За 4 часа собрать материал для написания текста начитки новостного сюжета хронометражем до 2-х минут, тема которого определяется методом перебора в рамках диапазона тем события по принципу «самая интересная зрителю».


- приобрести навыки индивидуальной работы экспромтом, без предварительной подготовки,


- приобрести навыки командной работы на площадке – взаимодействие с продюсером, оператором, режиссёром, режиссёром монтажа, звукорежиссёром, иными коллегами.


- Отработать навыки взятия телевизионного интервью:


- четкость постановки вопросов,


- отслеживание четкости и краткости речи, а также ясности мысли при формулировке вопросов,


- физиономическое сопровождение собеседника,


- удержание себя от паразитного поддакивания и необоснованного произнесения иных реплик-паразитов,


- отработать не менее 3-х вопросов, вытекающих из контекста беседы, которые не были предварительно согласованы с преподавателем и задаются экспромтом


- научиться высказывать экспромт-вопросы чётко и ясно


- Осуществить попытку начитать в камеру «Стенд-Ап» – синхрон-начитку, содержащую информацию, раскрывающую и развивающую материал проектируемого сюжета


Алгоритм работы журналиста (на площадке)


- определить тему и согласовать ее с преподавателем


- определить носителей информации – работников оргкомитета события или иных участников - и договориться о взятии информационных интервью


- продумать и выписать на бумагу перечень вопросов к носителю информации (до 10 вопросов)


- записать информационное интервью, в котором отработать навыки взятия телевизионного интервью (См. Задачу)


- не забыть задать первым или последним вопрос о фамилии и имени собеседника, а также о его показательной для темы данного сюжета должности (для корректного написания титров)


- подготовить несколько вариантов экспромт-начиток в камеру – «стендапов»


- записать 3-4 дубля «стендапа»


- подготовить журналистское задание оператору и режиссерам с учетом соответствия будущего текста видеоряду


- расшифровать интервью и выбрать 2-3 наиболее ярких эпизода (до 10 сек. каждый)


- написать проект текста сюжета с учетом фрагментов интервью и наиболее удачного дубля «стендапов»


- согласовать текст сюжета с преподавателем


Задача оператора:


- За 4 часа снять исходное видео для монтажа новостного сюжета.


- отработать навыки выполнения подготовительных работ к съемкам.


- настройка штатива:


- проверка зажимов на лапках штатива, а также напольного паука, обеспечивающих жесткость конструкции штатива и камеры,


- проверка работоспособности панорамных зажимов (вертикального и горизонтального) панорамирующей головки,


- проверка плавности хода панорамирующей головки


- установка «безразличного равновесия» камеры при вертикальном панорамировании


- настройка камеры:


- замер общей освещенности на площадке,


- выбор фильтра диафрагмы,


- баланс белого и черного,


- проверка звуковых каналов,


- настройка уровня записи интершумовой звуковой дорожки,


- настройка уровня записи синхроновой звуковой дорожки


- обеспечить хронометраж исходного иллюстративного видео до 20 минут, синхронов -  по 10-15 минут каждого (средняя длительность иллюстративного плана – до 10 сек.)


- особое внимание уделить соответствию будущего текста и видеофрагментов – отработать навыки согласования съемок с журналистом (автором текста) и режиссерами


- отработать навыки раскадровывания сцен и объектов.


- отработать навыки выбора объектов для перебивок


- отработать навыки съёмок со штативом и без него – «с плеча»


Алгоритм работы оператора (на площадке)


- осуществить проверку комплектности камеры. Обнаружить основные элементы типовой конфигурации новостийного ТЖК:


- камера


- аккумуляторы (не менее 4-х)


- зарядное устройство для аккумуляторов


- штатив


- штативная планка


- накамерный свет («эль-пи-эль»)


- синхроновый микрофон (с батарейками, если микрофон  радиосистемы или петличка)


- наушники


- видеокассета


- отработать навыки выполнения подготовительных работ к съемкам.


- осуществить настройку штатива:


- проверку жесткости зажимов на лапках штатива.


- выставить и проверить жесткость напольного паука,


Внимание!


Без такой проверки, гарантирующей жесткость конструкции штатива и камеры в случае отсутствия телеоператора вблизи камеры, к работе приступать нельзя! Типовая авария – падение камеры на пол с высоты 1,5 метров по причине отсутствия закрепления лапок телескопических ножек штатива или расползания распорок паука!


- проверку работоспособности панорамных зажимов (вертикального и горизонтального) панорамирующей головки,


- проверку плавности хода панорамирующей головки


- установить «безразличное равновесие» камеры при вертикальном панорамировании и плавность хода при горизонтальном панорамировании


- осуществить настройку камеры:


- произвести замер общей освещенности на площадке посредством направления объектива с автоматическим режимом настройки диафрагмы,


- осуществить выбор фильтра диафрагмы, а также режима съемки: без дополнительного освещения, с использованием дополнительного освещения, с использованием камерного светоусилителя (не выше 1-го уровня! Обратить внимание на искажения картинки при использовании усилителя 2-го уровня).


- выполнить поочередно баланс белого и черного в направлении объектов съемки,


- выполнить проверку звуковых каналов,


- провести настройку уровня записи интершумового канала,


- уровня записи синхронового звукового канала


- осуществить съемку: выполнить задание


- по завершении съемки извлечь кассету и задекларировать запись на бумажном вкладыше в коробку кассеты, указав при этом дату съемки, объект съемки, ориентировочный хронометраж записи и фамилию оператора


-  вернуть оборудование на базу в строгом соответствии со спецификацией


Задача продюсера


На протяжении первых 2-х часов съемки инициировать и провести несколько переговоров с представителями крупных организаций – участников события, если оно мульти-командное. Тема переговоров – получение разрешения на осуществление эксклюзивных съемок и запись эксклюзивных интервью с представителем с целью интегрирования наиболее интересных эпизодов в итоговый сюжет о событии, который готовит группа. Отмечается, что работы проводятся бесплатно. Особое внимание продюсер должен обратить на значение предлагаемой организацией-собеседником темы для зрителя. После нескольких переговоров продюсер должен определиться с единственной площадкой, которая даст наиболее интересную тему и материал. При этом продюсер должен отработать:


- навыки экспромт-переговоров без предварительного согласования со случайным, но явно перспективным собеседником,


- умение тактично навязать собеседнику свои интересы – получить  положительный ответ, но вежливо не дать гарантий, что именно информация от этого собеседника будет отобрана как базовая площадка,


- навыки отбора максимально интересной темы,


- навыки отслеживания строгого соблюдения интересов, как съёмочной группы, так и источника информации


Алгоритм работы продюсера (на площадке)


- аккредитовать там, где этого требуют организаторы, съемочную бригаду


- получить в оргкомитете персс-релиз события


- просмотреть список участников события и выбрать наиболее перспективных с точки зрения информации, которую они могут предоставить


- провести серию переговоров по указанно в задании схеме. При этом обратить внимание собеседников на тот факт, что произведенный сюжет может быть опубликован на сайте организаторов события, если владельцы этих сайтов сочтут сюжет интересным


- выписать все предложенные собеседниками темы


- отобрать в соответствии со своей интуицией наиболее интересную тему


- согласовать эту тему с преподавателем


- выписать список требований источника информации к публикуемому материалу


- отследить ход выполнения съемок


- выявить наличие несоответствий информации в итоговом сюжете с оговоренными с источником информации требованиями (если они были)


Компьютер-Х