Тренинг-практикум
"40 часов на сьёмочной площадке"
Для журналистов, операторов, режиссёров, продюсеров, фотографов.
Методические указания
к практикуму «Мастерство профессионала телевидения»
Цель практикума:
В условиях, приближенных к реальной телевизионной специфике, дать слушателям навыки практической работы над основными жанрами, используемыми в телевизионном производстве. За основную событийную модель в данном практикуме выбраны реально действующие на территории Киева. Указанные события являются публичными, информативно емкими, павильонными и особо лояльными к телевидению. Поэтому слушатели всех специализаций получают уникальную возможность, во-первых, получить доступ к реальным героям сюжетов и реальным событиям, а во-вторых, приобрести уникальные навыки командной творческой работы.
Метод:
Осуществление реальных съемок новостийного сюжета с действующего события без предварительной подготовки группы (под руководством преподавателя).
Задача журналиста:
- За 4 часа собрать материал для написания текста начитки новостного сюжета хронометражем до 2-х минут, тема которого определяется методом перебора в рамках диапазона тем события по принципу «самая интересная зрителю».
- приобрести навыки индивидуальной работы экспромтом, без предварительной подготовки,
- приобрести навыки командной работы на площадке – взаимодействие с продюсером, оператором, режиссёром, режиссёром монтажа, звукорежиссёром, иными коллегами.
- Отработать навыки взятия телевизионного интервью:
- четкость постановки вопросов,
- отслеживание четкости и краткости речи, а также ясности мысли при формулировке вопросов,
- физиономическое сопровождение собеседника,
- удержание себя от паразитного поддакивания и необоснованного произнесения иных реплик-паразитов,
- отработать не менее 3-х вопросов, вытекающих из контекста беседы, которые не были предварительно согласованы с преподавателем и задаются экспромтом
- научиться высказывать экспромт-вопросы чётко и ясно
- Осуществить попытку начитать в камеру «Стенд-Ап» – синхрон-начитку, содержащую информацию, раскрывающую и развивающую материал проектируемого сюжета
Алгоритм работы журналиста (на площадке)
- определить тему и согласовать ее с преподавателем
- определить носителей информации – работников оргкомитета события или иных участников - и договориться о взятии информационных интервью
- продумать и выписать на бумагу перечень вопросов к носителю информации (до 10 вопросов)
- записать информационное интервью, в котором отработать навыки взятия телевизионного интервью (См. Задачу)
- не забыть задать первым или последним вопрос о фамилии и имени собеседника, а также о его показательной для темы данного сюжета должности (для корректного написания титров)
- подготовить несколько вариантов экспромт-начиток в камеру – «стендапов»
- записать 3-4 дубля «стендапа»
- подготовить журналистское задание оператору и режиссерам с учетом соответствия будущего текста видеоряду
- расшифровать интервью и выбрать 2-3 наиболее ярких эпизода (до 10 сек. каждый)
- написать проект текста сюжета с учетом фрагментов интервью и наиболее удачного дубля «стендапов»
- согласовать текст сюжета с преподавателем
Задача оператора:
- За 4 часа снять исходное видео для монтажа новостного сюжета.
- отработать навыки выполнения подготовительных работ к съемкам.
- настройка штатива:
- проверка зажимов на лапках штатива, а также напольного паука, обеспечивающих жесткость конструкции штатива и камеры,
- проверка работоспособности панорамных зажимов (вертикального и горизонтального) панорамирующей головки,
- проверка плавности хода панорамирующей головки
- установка «безразличного равновесия» камеры при вертикальном панорамировании
- настройка камеры:
- замер общей освещенности на площадке,
- выбор фильтра диафрагмы,
- баланс белого и черного,
- проверка звуковых каналов,
- настройка уровня записи интершумовой звуковой дорожки,
- настройка уровня записи синхроновой звуковой дорожки
- обеспечить хронометраж исходного иллюстративного видео до 20 минут, синхронов - по 10-15 минут каждого (средняя длительность иллюстративного плана – до 10 сек.)
- особое внимание уделить соответствию будущего текста и видеофрагментов – отработать навыки согласования съемок с журналистом (автором текста) и режиссерами
- отработать навыки раскадровывания сцен и объектов.
- отработать навыки выбора объектов для перебивок
- отработать навыки съёмок со штативом и без него – «с плеча»
Алгоритм работы оператора (на площадке)
- осуществить проверку комплектности камеры. Обнаружить основные элементы типовой конфигурации новостийного ТЖК:
- камера
- аккумуляторы (не менее 4-х)
- зарядное устройство для аккумуляторов
- штатив
- штативная планка
- накамерный свет («эль-пи-эль»)
- синхроновый микрофон (с батарейками, если микрофон радиосистемы или петличка)
- наушники
- видеокассета
- отработать навыки выполнения подготовительных работ к съемкам.
- осуществить настройку штатива:
- проверку жесткости зажимов на лапках штатива.
- выставить и проверить жесткость напольного паука,
Внимание!
Без такой проверки, гарантирующей жесткость конструкции штатива и камеры в случае отсутствия телеоператора вблизи камеры, к работе приступать нельзя! Типовая авария – падение камеры на пол с высоты 1,5 метров по причине отсутствия закрепления лапок телескопических ножек штатива или расползания распорок паука!
- проверку работоспособности панорамных зажимов (вертикального и горизонтального) панорамирующей головки,
- проверку плавности хода панорамирующей головки
- установить «безразличное равновесие» камеры при вертикальном панорамировании и плавность хода при горизонтальном панорамировании
- осуществить настройку камеры:
- произвести замер общей освещенности на площадке посредством направления объектива с автоматическим режимом настройки диафрагмы,
- осуществить выбор фильтра диафрагмы, а также режима съемки: без дополнительного освещения, с использованием дополнительного освещения, с использованием камерного светоусилителя (не выше 1-го уровня! Обратить внимание на искажения картинки при использовании усилителя 2-го уровня).
- выполнить поочередно баланс белого и черного в направлении объектов съемки,
- выполнить проверку звуковых каналов,
- провести настройку уровня записи интершумового канала,
- уровня записи синхронового звукового канала
- осуществить съемку: выполнить задание
- по завершении съемки извлечь кассету и задекларировать запись на бумажном вкладыше в коробку кассеты, указав при этом дату съемки, объект съемки, ориентировочный хронометраж записи и фамилию оператора
- вернуть оборудование на базу в строгом соответствии со спецификацией
Задача продюсера
На протяжении первых 2-х часов съемки инициировать и провести несколько переговоров с представителями крупных организаций – участников события, если оно мульти-командное. Тема переговоров – получение разрешения на осуществление эксклюзивных съемок и запись эксклюзивных интервью с представителем с целью интегрирования наиболее интересных эпизодов в итоговый сюжет о событии, который готовит группа. Отмечается, что работы проводятся бесплатно. Особое внимание продюсер должен обратить на значение предлагаемой организацией-собеседником темы для зрителя. После нескольких переговоров продюсер должен определиться с единственной площадкой, которая даст наиболее интересную тему и материал. При этом продюсер должен отработать:
- навыки экспромт-переговоров без предварительного согласования со случайным, но явно перспективным собеседником,
- умение тактично навязать собеседнику свои интересы – получить положительный ответ, но вежливо не дать гарантий, что именно информация от этого собеседника будет отобрана как базовая площадка,
- навыки отбора максимально интересной темы,
- навыки отслеживания строгого соблюдения интересов, как съёмочной группы, так и источника информации
Алгоритм работы продюсера (на площадке)
- аккредитовать там, где этого требуют организаторы, съемочную бригаду
- получить в оргкомитете персс-релиз события
- просмотреть список участников события и выбрать наиболее перспективных с точки зрения информации, которую они могут предоставить
- провести серию переговоров по указанно в задании схеме. При этом обратить внимание собеседников на тот факт, что произведенный сюжет может быть опубликован на сайте организаторов события, если владельцы этих сайтов сочтут сюжет интересным
- выписать все предложенные собеседниками темы
- отобрать в соответствии со своей интуицией наиболее интересную тему
- согласовать эту тему с преподавателем
- выписать список требований источника информации к публикуемому материалу
- отследить ход выполнения съемок
- выявить наличие несоответствий информации в итоговом сюжете с оговоренными с источником информации требованиями (если они были)